Как написать сочинение на любую тему.

Слабость верховной власти — самое страшное из народных бедствий.

(Советы сочинителю школьного «эссе». В качестве примера взято наиболее часто задаваемое в 2011 году эссе по высказыванию Наполеона Бонапарта «Слабость верховной власти — самое страшное из народных бедствий»)


Как написать «эссе», сочинение и прочие рефераты на заданную тему? Может показаться, что это сложно. Однако, только на первый взгляд. На самом деле, любую деятельность человека можно выразить в виде набора правил и последовательных действий (алгоритма). И следуя этому алгоритму можно справиться с весьма трудными задачами.

Настоящим постом блогописец Теткоракс даёт мозголому-эссеисту алгоритм по борьбе со всякой хренью, которую задают школьнику на дом. И что характерно, даёт совершенно бесплатно! 🙂

Каков алгоритм написания школьного «эссе»? И что это за опус такой?

Эссе — это жанр «свободного полёта мысли» неизвестно в каком пространстве и в каком направлении, но в рамках поставленной цели. Эссе — это болтовня на заданную тему. Поэтому, дай волю своей фантазии и полную подвижность своему языку. Пиши побольше: учитель от этого дуреет! 🙂

Как правило, тот, кто задаёт эссе на конкретную тему, сам ни бельмеса в этой теме не рубит, так что чувствуй себя свободней и никого не бойся. 😎

В некотором смысле эссе напоминает буриме, писательскую игру. Ты берёшься за тему, зная с чего она начинается, но совершенно не предполагая, что будет происходить дальше и чем всё закончится. Всё, что ты наворочаешь, — это и будет «эссе». И пусть только кто-то в этом засомневается! Отвечай на все вопросы одинаково: «Я — художник! Мастер слова! И я так вижу мир. А то, что вы думаете по этому поводу, мне пох.» :mrgreen» Эссе — это фигня! Задачки по математике, физике и химии в сто раз сложнее!

Итак, с чего нужно начинать написание «эссе»?
С подготовительного этапа. И первым делом, как в математической задаче, — с анализа его условий. Проанализируем заданное выражение. Что в нём имеется? В нём имеется два субъекта: народ и верховная власть. И второе, — имеются взаимоотношения между этими субъектами. Сочинение эссе начинается с повторения условия. Пишем…

Высказывание описывает отношения двух субъектов: народа и его верховной власти. Оно также характеризует саму эту власть и указывает на то, что верховная власть может быть как благом для народа, так и источником великих бедствий.

Далее очень хорошо будет выразить сомнение в справедливости анализируемого тезиса (в данном случае — соображения о слабости власти). Пишем…

А так ли уж справедливо это соображение Наполеона о слабости верховной власти? Может быть, всё обстоит как раз наоборот? Любой афоризм справедлив только отчасти, а некоторые из них даже и вовсе ошибочны!

Поскольку мы ни хрена не знаем ни о народе, ни о его верховной власти, ни об их взаимоотношениях, ищем где содрать. Проще всего это сделать из Википедии. Смотрим… «народ». Оказывается, это слово имеет пять или шесть толкований! Неплохо остроумием блеснуть, себя показать, заодно и проявить «типа, юмор». Творчески копипастим…

Что понимается в данном случае под словом «народ»? В русском языке оно многозначно. Какое из этих значений имели в виду Наполеон и переводчик? Логично, для определённости, отталкиваться от основного значения слова «народ», а именно, — этнос, то есть, определённая группа людей, объединённая общностью ряда признаков: языка, культуры, территории, политического устройства, религии, исторического прошлого и т.д.

Теперь возьмёмся за «верховную власть». Читаем педию и видим, что «Верховная власть — это высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.» Передираем творчески эту статью.

Что касается верховной власти, то различают три исторических типа власти для народа. Первым выделил эти три типа великий философ древности Аристотель. Монархическая — верховная власть сосредоточена в руках одного лица. Аристократическая — верховная власть принадлежит знати. Демократическая — верховная власть принадлежит народу.

Логично спросить: а какова же была власть во Франции при самом авторе этого высказывания?

Чтобы ответить на свой собственный вопрос, читаем статью «Наполеон». (При написании эссе полезно прочесть статью про автора высказывания. Это даст нам некоторые мысли по теме)
Оказывается, наш герой ещё тот фрукт! В 1799 году он совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. А в 1804 году провозгласил себя императором. Установил диктаторский режим. Ясно, что это государственный преступник, путём переворота захвативший власть. О как!
Берём немного из этой статьи и делаем «рерайт» для нашего эссе.

Наполеон совершил государственный переворот, узурпировал власть в стране и провозгласил себя императором, тем самым став диктатором. Таким образом, верховная власть при Наполеоне была монархической и сосредотачивалась исключительно в одних руках, руках самого Наполеона Бонапарта. Для увековечивания такого положения он в корне изменил государственное устройство страны, построил мощную «вертикаль власти» и создал огромную армию для завоеваний.

Что из этого следует? Тут придётся немного подумать. Думаем…

Отсюда следует вывод: говоря о слабости верховной власти, Наполеон говорил прежде всего о самом себе! И этим он подчёркивал, что его сильная верховная власть является благом для народа!

О как! «Веселится и ликует весь народ!»… Скромнее надо быть… Продолжаем полёт мысли и рерайтинга…

В то время никто в мире и не сомневался, что власть Наполеона была сильной. Но означает ли это, что чем власть сильнее, тем она лучше? Тем она справедливей? И достаточно лишь одной её силы, чтобы быть благом для народа? А какова польза народу от сильной власти, если эта власть несправедлива? Если она угнетает, обирает, не даёт свободы, отправляет на убой своих граждан ради непомерных амбиций верховного правителя? Ответ в данном случае отрицательный. Чем сильнее такая власть, тем она хуже для народа, тем сложнее народу избавиться от такой власти.

Монархия, а тем более, деспотичная тирания не может быть ни справедливой, ни благом для народа. Это подтверждают многочисленные войны, в которые Наполеон вверг французов, народы Европы и даже Африку с Азией! Это подтверждает опыт других стран, где правили деспоты, тираны и прочие узурпаторы. Наполеон со своими сторонниками принесли огромные страдания десяткам миллионов людей. В России его называли супостатом, в Европе — исчадием ада и сатаной во плоти.

По ходу сочинения следует ознакомиться с высказываниями по теме и других знатоков вопроса, а также с другими высказываниями самого автора. Это может дать нам некоторый дополнительный материал для полёта фантазии. 🙂
Для этого надо заглянуть в Викитеку или погуглить. Добавляем в эссе…

Рассматриваемое высказывание Наполеона звучит более рельефно, приведенное вместе с другими аналогичными его мыслями о народе и о власти.
• Когда народ в государстве развращён, законы почти бесполезны, ежели оно не управляется деспотически.
• Самое важное в политике — следовать своей цели; средства ничего не значат.
• Человеческий дух не созрел ещё для того, чтобы управляющие делали то, что должны делать, а управляемые — то, что хотят.
• Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.
Нет сомнения, что автор этих высказываний признаёт в качестве власти для народа только деспотизм и военную силу. Но пытается прикрыть эти источники своей власти демагогией о народном благе.

В заключение любого «полёта мысли» неплохо дать «резюме». Даём…

Резюме.

Данное высказывание Наполеона не соответствует действительности и использовалось им исключительно для манипуляции общественным сознанием.

На самом же деле, народу прежде всего нужна справедливая власть. Только такая власть и есть для него благо. И только справедливую власть народ поддержит. А власть, поддерживаемая народом, и есть самая сильная власть.

Что касается составителей сборников умных мыслей, то они совершенно незаслуженно придают этому высказыванию статус афоризма. Оно ничем не примечательно, за исключением своего автора.

Сюда же вставляем «последний гвоздь»:

В заключение следует добавить, что

Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости. (Монтескье)

Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твёрдой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви.
(Публий Теренций)

На штыки опереться можно, но усидеть на них невозможно.
(Испанская посл.)

Последнее выражение неоднократно цитировал Ш. Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне. (В том смысле, что захватить власть с помощью армии можно, но для управления страной одной только грубой силы совершенно недостаточно)


Таким образом, не зная по теме практически ничего, можно считать, что «эссе» худо-бедно написано, что ещё раз подтверждает, что

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К. Гельвеций)

Есть ещё ряд приёмов, облегчающих решение задачи. Но для одного поста «слишкам многа букаф». 🙂


К чему учителя наиболее часто дают задание написать эссе именно по этому выражению? Надо понимать, что это неспроста…
Тогда пусть напишут эссе на тему «Почему я заставляю детей писать эссе по высказыванию Наполеона … » и т.д. 🙂 А мы поставим им оценки. 🙂 😎

1. По теме читай также статьи
Как написать сочинение на заданную тему.
Откуда растут ноги у дерева.
2.Толкование афоризмов бери на странице
Статьи об афоризмах.

Читатель, не ленись — комментируй живопись!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s