Правила конструктивного спора.

В споре истина рождается или умирает?

Выражение «В споре рождается истина» придумали античные философы с целью оправдать свои бесконечные и бесплодные словопрения. 🙂 На самом же деле истина рождается совсем не в споре. Чтобы познать истину нужны размышления и эксперимент, затем опять размышления и опять эксперимент, и опять… Ну, или грамотный допрос. Как в Святой инквизиции. 🙂

Спор — это одна из форм общения. Причём, весьма и весьма важная. Споры различаются по характеру, целям, форме и результатам. По результатам делятся на конструктивные и деструктивные; по форме на конфликтные и бесконфликтные; по характеру на бытовые, судебные (тяжба), научные, производственные, профессиональные и прочие разные. Что касается целей, то они также могут быть самыми разнообразными: установление истины, решение проблемы, достижение согласия, навязывание собственного мнения, получение выгоды, победа, самовыражение, честолюбие (возвыситься над другими, «себя показать, остроумием блеснуть»), месть, «сам процесс», убить время и даже просто повыпендриваться со скуки.
Провести какие-то границы в этом многообразии непросто да и нет необходимости. А что касается остроты споров, то она тоже может быть весьма различной. И самый, казалось бы, апатичный спор с лёгкостью может перерости в скандал с мордобоем.

😐

Поэтому, чтобы словесное состязание было результативным, толерастным и поллитркорректным, все его участники в обязательном порядке должны следовать простым правилам конструктивного спора, хотя зачастую их соблюдение и наталкивается на определённые трудности.

1. Прежде, чем вступать в спор, следует тщательно взвесить насколько он необходим и рационален, какова его цель, следует ли принимать в нём участие, на чьей стороне, в качестве кого и хватит ли у тебя выдержки не ввязаться в драку или сил, чтобы «ответить за базар». Ведь совсем не исключено, что тебя хотят вовлечь в спор лишь для того, чтобы вывалять в дерьме или развести на бабки.

2. Перед началом спора, на подготовительном его этапе, должны быть согласованы тема, тезисы, проверена подлинность исходной информации, определён круг лиц, которым будет позволено участвовать в споре, при необходимости определён арбитр (судья, рефери, жюри), подготовлены документы и материальные доказательства, приглашены свидетели и эксперты. Все исходные понятия, определения и тезисы должны быть сформулированы точно, ясно, понятно и трактоваться сторонами одинаково. Иначе спор будет пустой болтовнёй, спором ни о чём. Его выводы окажутся ложными, а результаты могут быть оспорены.

3. Каждому желающему нужно обязательно предоставить возможность высказаться.

Ни один собеседник не стал бы вас слушать, если бы не знал, что потом наступит его очередь говорить. (Эдгар Хоу)

4. Высказывающемуся нужно дать возможность произнести свою речь до конца, какой бы глупой она другим не казалась. Абсолютных знатоков не существует. Если бы они были, то и спорить было бы не о чем.

Каждый имеет право сморозить глупость. (Теткоракс)

Более того, высказывающегося нельзя перебивать или создавать ему помехи другими способами.

Кто станет говорить речи, другому — не перебивать, но дать окончить; и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам–торговкам. (Пётр I)

5. Высказываться кратко, по существу и без ненужной лирики. Для ограничения болтунов и флудильщиков заранее установить регламент, обычно до 5 мин. В текстовом варианте — количество знаков.

Ну, всё — регламент. Обождите. (М. Горбачёв)

6. Один говорит — остальные молчат. Перебивать выступающего может только ведущий собрание, босс на производственном совещании, судья на судебном заседании или прочий субъект/модератор, наделённый в данном споре исключительными правами. Не дали слова — молчи. Нарушаешь — «удаление с поля» и/или «пожизненный бан».

7. Обсуждению подлежат исключительно конкретные тема, тезисы, аргументы, умозаключения, результаты, выводы и ничто другое. Включение в спор других позиций может производиться только по обоюдному согласию сторон.
Спамер, флеймер, офтопер, а также тролль должны быть сразу же удалены из зала, как только они проявят свою подлинную сущность.

8. Если хочешь в споре что-то доказать, то ни в коем случае нельзя давать негативных личностных оценок ни оппонентам, ни их аргументам, ни их сторонникам, а тем более, прибегать к унизительным замечаниям, насмешкам, оскорблениям или угрозам. Ежели ты допустил такую ошибку (по незнанию или из-за недостаточного самообладания), то умелый оппонент с лёгкостью может обратить такой выпад в свою пользу и даже размазать тебя «мордой по столу». А ежели оппонент в этом плане недалеко от тебя ушёл, то сваливание в обмен оскорблениями («сам дурак») означает, что спор окончен, а достигнутые позитивные результаты пошли прахом псу под хвост.

Древнеримскими риторами для такой ситуации был введён специальный термин ad hominem, или argumentum ad hominem (лат. «аргумент к человеку») — аргумент, основанный на личности оппонента, а не на сути дискуссии, объективных фактах и логических рассуждениях.

Тем не менее, если мы хотим закончить спор раньше времени, уклониться от дальнейшей борьбы (скажем, по причине бесперспективности нашей позиции, нехватки аргументов или осознания того, что просто проигрываем более подготовленному или ловкому оппоненту), то можно прибегнуть к ad hominem, как к тактическому приёму.

9. Что касается «реплик из зала», то по ходу выступления они возможны. Однако, реагировать на них или оставить без внимания всецело находится в юрисдикции выступающего.
(Реплика — краткое замечание, возражение, соображение слушателя на слова докладчика по ходу его выступления. Длина реплики — не более одного простого предложения)

10. В споре стороны равны, пока не доказано обратного. Поэтому, все его участники должны соблюдать корректность, уважительное отношение друг другу, правила этикета, быть терпимым к недостаткам визави, стараться быть объективным, принимать результаты спора достойно и без обид. Ведь впереди следующий раунд, в котором можно будет взять реванш.

😎

Если соблюдать указанные правила спора, то истину установить можно. Или хотя бы к ней приблизиться. В противном случае в споре родится только взаимная неприязнь.

Главный секрет успешного спора заключается не в том, чтобы победить, а в том, чтобы уговорить! (Теткоракс)

В споре побеждают не положением, авторитетом, знаниями, активностью, напором, и даже не умом! Победа достигается аргументами, логикой, убеждением, уважительным отношением, уговорами и даже ласковым словом к оппоненту.

Ну, а что же тогда имел в виду Д. Карнеги, когда написал:

В мире существует всего лишь один способ выиграть спор — избежать его. (Д. Карнеги)

Имеется в виду — избежать деструктивного спора и конфронтации. Замените спор дискуссией и вы добьётесь значительно большего.

Люди обычно ссорятся потому, что не умеют спорить.
(Г. Честертон)

Итого

Умение спорить — основа умения убеждать, которое в свою очередь, является главным столпом науки управления.

В спорах есть своё «золотое правило» — выигрываешь в споре, проигрываешь в отношениях. Ведь

Превзойти — нажить врага. (Амброз Бирс)
Если хочешь нажить врагов, превзойди других; если хочешь приобрести друзей, позволь другим превзойти себя. (Ч. Колтон)

Хорошие отношения, как правило, важнее победы в споре. Особенно это касается бытовых стычек, которые как кислота, разъедают семьи, производственные коллективы, отношения людей в целом. Уступи — и хорошие отношения продлятся дольше. А «обходным манёвром» ты достигнешь значительно большего.
Но если уж вступил в спор, то строго соблюдай перечисленные выше правила. И хотя далеко не всегда люди соглашаются с нами, более того, даже не хотят нас слушать, не забывай: «капля камень точит». А если спор проиграл, не расстраивайся. Готовься к реваншу и говори себе и всем:

Я был прав. И лишь неблагоприятные обстоятельства не позволили мне доказать это.

Что касается поставленного в заголовке вопроса, то тут есть нюансы:

У кого-то в спорах рождается истина, у кого-то — битые морды.

😎

По теме читай
Формы и виды спора.
Афоризмы о споре.

Читатель, не ленись — комментируй живопись!

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s