Бубен шамана

Бубен шамана

(Сказка-быль)

bukvitsa Случилась эта история совсем недавно, у подножья высоких гор, где до сих пор обитает племя отважных кочевников, умелых охотников и трудолюбивых скотоводов. Жил-был в этом племени мальчик-сирота, шустрый и ловкий. И мечтал он о том же, что и все дети: жить в просторной, красивой и тёплой юрте, кататься на самой быстрой лошади, вкусно есть и иметь много баранов.

Однако были у него и потаённые, более амбициозные желания: стать «альфа-самцом», прославиться и управлять людьми. Ведь ни один вождь племени не пасёт овец, не таскает вёдра с нечистотами, не убирает навоз, не собирает хворост для костра и не драит песком огромные, чугунные казаны, в которых варят еду.

Думал он думал, изучал, насколько позволяло его соображение, «социальный срез» своего народа и пришёл к выводу, что добиться желаемого ему не удастся. Ни трудом, ни умом, ни силой, ни храбростью, ни хитростью, а только лишь одним волшебством. И для этого нужно всего лишь ничего — заполучить бубен шамана.

Некоторое время мальчик внимательно наблюдал за поведением и образом жизни этого таинственного человека и заучивал напамять все его песни, пляски и прочие фишки. А когда выдавалась свободная минутка, он, как прилежный ученик, удалялся  далеко в лес, где тщательно репетировал всю эту колдовскую хореографию.

Но вот однажды, когда уже пожелтели травы и облетела с деревьев листва, прилетели на вертолёте в стойбище геологи. Неделю чего-то в горах вынюхивали, рыли, измеряли, а потом объявили, что нашли ценный минерал и по этому поводу будут угощать всех огненный вода.

Разве есть в мире что-то лучше, чем пить на халяву огненный вода? К вечеру алкоголь одолел всех, и народ завалился спать кто где, прямо на траве.

— Пора! — решил мальчик.

Густо намазал лицо, ступни и ладони собачьим жиром, чтобы собаки приняли его за своего, пролез под подол юрты, снял со стены бубен с колотушкой и удрал в лес.

Там он развёл костёр, разбросал на все четыре стороны и вверх от себя по щепотке табака, чтобы прикормить духов, и стал прогревать на огне бубен. Сначала с внутренней стороны, затем с внешней, периодически постукивая по нему колотушкой. Ну, точь-в-точь, как шаман. И тут никакого секрета нет: подсушить инструмент нужно обязательно, иначе если кожа хоть слегка отсырела, бубен не будет «строить». Хотя, конечно, настроить бубен без камертона не так-то просто, а без слуха вообще бесполезно. Но ведь и среди более умных людей распространено заблуждение, что «не боги горшки обжигают».

Три дня и три ночи, с упорством необразованного неофита, мальчик курил горные травы, кружился в танце, стучал в бубен и пел священные песни, призывая духов. Однако ни к духам, ни к мировому разуму, ни к умершим предкам подключиться так и не смог.

— Неправильный бубен, — решил мальчик и горько заплакал.

Но как часто это бывает, безысходное отчаяние быстро сменила неудержимая ярость. Мальчик стал бить бубном по гнилому пню, пока не порвал кожу, не сломал обод, а металлические подвески разлетелись далеко во все стороны. Не пощадил и колотушку, рукоятка которой имела форму головы неведомого зверя. Колотушка треснула пополам и полетела далеко в чащу. Несостоявшийся чародей курнул ещё травы и измученный свалился на землю, после чего крепко уснул.

И только наутро четвёртого дня его отыскали охотники и доставили в стойбище к шаману.

Тот стал мальчика корить да попрекать:
— А ты знаешь, гадёныш, что если разбить бубен шамана, то он может умереть? А если шаман умрёт, кто будет лечить народ?

— Не знаю… — с трудом выговорил мальчик. Он дрожал от страха, что шаман сейчас его во что-нибудь заколдует. Вонючее и мерзкое.

— Ну, так знай. Бубен это не игрушка! Кто его украдёт, того постигнет проклятье духов! Воришка заболеет неизлечимой болезнью, которая будет передаваться в его роду десять поколений! А если слишком долго стучать в бубен, то он может отобрать у тебя разум!

Мальчик молчал, опустив голову и хлюпая носом.

— Ты думаешь, вызвать духов это раз плюнуть? Попрыгал-постучал, и этого достаточно, чтобы лечить больных, разговаривать с предками и управлять погодой? Это тебе не лампа Аладдина: потёр — и джинн тут как тут… Однако, раскрою тебе маленький секрет. Опытные шаманы рабочий бубен всегда прячут, а на видном месте вешают его двойника. Двойник не освящён, поэтому мёртв, хоть стучи, хоть не стучи. Бутафория, одним словом. И только поэтому мы с тобой сейчас в добром здравии. Кроме того, живые бубен и колотушка никогда не хранятся вместе. Поскольку обязательно найдётся какой-нибудь балбес, который ради прикола стукнет колотушкой в бубен. А это может привести к беде. Никогда не знаешь наперёд какие духи на этот стук отзовутся.

Мальчик стал проситься, размазывая слёзы по грязному лицу, что не будет больше ничего воровать, а шаманскую юрту будет обходить десятой дорогой.

— Дурак ты, дурак… — вздохнул шаман. — Ты думаешь сила в бубне? Любая вещь в этом мире — не более, чем скопище атомов. Смысл и силу вещам придают лишь наши желания и наши мысли. И если мысли твои глупы, если воля твоя слаба, а душа не чиста, ничто не поможет тебе стать избранным. Вещи никогда не будут слушаться тебя, и ни один дух не отзовётся на твой зов.

На этой ноте его прервали аксакалы, которые пришли просить пощадить мальца. Мол, отпусти дурака, чего с него взять: мать неизвестно где, отец — неизвестно кто. Приблуда. Не ведает что творит. Дескать, мы тоже виноваты, недосмотрели, запустили. Будем учить его уму-разуму. Да и рабочие руки племени нужны.

Задумался шаман… А когда шаман молчит, никто не смеет нарушить ход его мыслей, пока он  не заговорит сам.

— Насчёт рабочих рук это вы правильно подметили, — сказал он наконец. — Назначим ему трудотерапию. Это не наказание, это лечение. Берите бастарда на поруки, но определите на самые непрестижные работы. А там видно будет…

Испугался мальчик: опять ему придётся долгие годы впустую гнуть спину да разгребать дерьмо. И тут он, внезапно даже для самого себя, взял да и попросился к геологам! В расчёте на то, что когда вырастет, тоже станет крутым, как эти огромные, бородатые, пахнущие водочным перегаром громилы. Будет летать на вертолёте по разным странам, искать клады, носить бороду и пить огненный вода. А когда найдёт, то станет богатым, сильным и не будет никого бояться. Даже самого матёрого шамана.

Племя долго не раздумывало:
— Вот и славно, вот и хорошо. Будет сам себе режиссёр. И никто из нас за него не в ответе.  Пусть идёт с глаз долой, из сердца вон.

Альфа-геолог дружески потрепал мальчика по волосам и обнадёжил:
— Не печалься, чувак. Кто не побывал галимым лузером, тому не стать чётким пацаном!

Взяли геологи мальчика с собой да и отдали в детский интернат. Там его стали учить всяким интересным вещам, там у него появились новые друзья и новые желания. Но самое главное, там никто не заставлял его пасти баранов, таскать вёдра с нечистотами, убирать навоз, собирать хворост для костра и драить песком огромные, ненавистные, чугунные казаны, в которых варили еду. А его племя, тем временем, добыло шкуру ирбиса, пока того ещё не занесли в красную книгу, и шаман сделал из неё свой последний, девятый бубен.

Прошло время. Мальчик вырос, и действительно, стал геологом. Ну, а нашёл ли он клад и что с ним случилось дальше, так это уже другая история.

venzel

2 responses to “Бубен шамана

  1. Уважаемый автор, мне кажется что данная сказка преподносит воровство как положительное явление. Набравшись смелости человек украл вещь которая в итоге изменила его жизнь к лучшему. Предполагаю что воровство для вас это негативное явление!?

    А что вы думаете по поводу такого вида как — откат? Вроде бы прямого вреда никому не приносит но факт воровства есть. У меня на работе коллега берет откаты и думает что я не догадываюсь. Так у него всегда после “сделок” настроение приподнятое, всех зовет на чай и т.д. А меня аж выворачивает. У него и у меня семья. Я твердо считаю что деньги должны быть ЗАРАБОТАНЫ. Но такая несправедливость меня угнетает. Что вы думаете по этому поводу?

    Нравится

    • С тезисом, что деньги должны быть заработаны, а блага и положение в обществе должны определяться личным вкладом каждого в благополучие своего народа, страны и государства, согласен. Более того, являюсь его принципиальным сторонником. (За небольшими исключениями, на которых не останавливаюсь, чтобы не загромождать сам принцип)
      Откат — это стыдливый эвфемизм, «иносказание» слова «взятка». Соответственно, как взятка это действие и квалифицируется в уголовном кодексе. Ваш коллега может сесть (в зависимости от размера отката). Понимая это, он и устраивает коллективу откат, но уже со своей стороны. Это поможет коллегам держать язык за зубами.

      Центральная мысль данного опуса в другом, в словах: «Смысл и силу вещам придают лишь наши желания и наши мысли. И если мысли твои глупы, если воля твоя слаба, а душа не чиста, ничто не поможет тебе стать избранным. Вещи никогда не будут слушаться тебя.» Собственно, из-за этих слов я и сочинил эту, «типа, сказку». Количество вещей, необходимых мудрому человеку для жизни совсем невелико. Именно по этому поводу и сказал древнегреческий мудрец: «Всё своё ношу с собой». Жизнь заключается не в вещах, а в наших мыслях, эмоциях и делах. Всё остальное — антураж. Наши мысли и эмоции мы забираем с собою в могилу, дела же оставляем людям.

      Что касается воровства, то оно к этому смыслу не имеет никакого отношения. Жизнь же героя изменилась к лучшему не от его личных действий, а по воле случая. Никому не дано познать, где его поджидает Случай. И это, пожалуй, для нас к лучшему.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s